Электротранспорт
Владивостока

 
 

История трамвая

1885 год - первая попытка завести во Владивостоке общественный транспорт. Геологом Виттенбургом заведен омнибус. Две лошадки медленно, но верно затаскивали карету на раскисшие от непрерывных дождей склоны сопок и оврагов и всего за 15 копеек подвозили всех желающих. Но от такой затеи вскоре пришлось отказаться, поскольку для двух лошадей работа оказалась непосильна, а третья не окупалась.

1906 год - принято постановление городской Думы "Об устройстве трамвая... и желательности осуществления его на средства города". Решение было принято, но осуществлять его Дума не торопилась.

1907 год - в декабре был объявлен конкурс на проект постройки трамвая. Вскоре техническая документация была выполнена. Весь расход на сооружение трамвая выражался в сумме 646 135 рублей, однако, выделено было 150 тысяч.

1908 год - 23 июня на ул. Светланской рядом со сквером им. Г. И. Невельского в торжественной обстановке состоялась закладка трамвайной линии, по старинной традиции в вырытую яму бросили несколько монет, затем опустили медную доску с надписью о закладке трамвая и залили ее бетоном. Но средств города хватило только на строительство рельсового пути от ул. Луговой до ул. Петра Великого. Дальнейшая работа была приостановлена.

1911 - 1912 гг. - Городская Дума заключила с крупным предпринимателем Циннерманом и инженером Громодэским концессионный договор на доставку и эксплуатацию трамвая с правом выкупа его через 5 лет за 150 тыс. руб. К октябрю 1912 г. строительство трамвайной линии по Светланской улице от Луговой до Вокзала было закончено. Строительство линии продолжалось 4 года.

9 октября 1912 года - открыто трамвайное движение в городе. По узкоколейной дороге, проложенной по улице Амурской и Светланской, курсируют деревянные вагончики бельгийской постройки. На следующий день газета "Далекая окраина" писала: "Около трех часов дня из трамвайного парка вышел первый вагон, который многочисленная публика приветствовала криками "Ура!". В первом вагоне помещались исключительно начальствующие лица со своими женами. Через несколько минут вышли второй и третий вагоны. Они ходили в течение дня и бесплатно катали желающую публику до вокзала и обратно". Регулярное же движение началось 27 октября. Начали ходить четыре вагона, разделенные на 2 класса пассажиров. Всего их было пять. Трамваи имели по два мотора. На конечной остановке вожатый переходил со своей площадки на противоположную и двигал трамвай в обратный путь.

1913 год - Городская Дума ставит вопрос о необходимости строительства трамвайной линии на Первую Речку.

1915 - 1917 гг. - в этот период ведется строительство трамвая до Товарной станции Первая Речка.

1917 год - осенью этого года было закончено строительство трамвайного пути и открыто движение трамваев от угла Светланской улицы по Китайской (ныне ул. Океанский проспект) до Товарной станции Первая Речка. Трамвайный парк насчитывает 14 вагонов.

1928 год - строится линия от Первой Речки до Рабочей Слободки (ныне ул. 3-я Рабочая). 20 декабря до ул. 3-я Рабочая пошел первый трамвай. На линии работало 5 вагонов, движение их осуществлялось по одному трамвайному пути с разъездами на остановках.

В 1929 году было построено кольцо на вокзальной площади, и 1 ноября по нему пошли трамваи.

1934 - 1935 гг. - начинается перешивка пути на широкую колею и перенос пути с ул. Ленинской (ныне ул. Светланская) на ул. Ивановскую. Также проводится перенос трамвайной линии с ул. Китайской (ныне ул. Океанский проспект) на улицу 25 Октября (ныне ул. Алеутская). 1 апреля 1935 г. впервые были пущены на линию два спаренных вагона.

1936 год - проложена вторая колея трамвайного пути по Океанскому и Народному проспектам на участке от Северного проспекта (ныне проспект Острякова) до 3-й Рабочей улицы. К этому времени были получены 46 моторных и прицепных вагонов Мытищинского завода.

1955 - 1956 гг. - проложена трамвайная линия на участке от Луговой до Загородной (ныне ул. Борисенко) протяженностью в 2,5 км. Подвижной состав трампарка пополнился вагонами типа КТВ-52.

1960 год - трамвайный парк пополняется 6 вагонами Рижского вагоностроительного завода, расчитанными на 150 человек.

1962 - 1964 гг. - открыты маршруты №3 - "Луговая - 3-я Рабочая" и №4 - "Вокзал - Сахалинская".

1965 - 1967 гг. - проложена трамвайная линия до Баляева и открыт маршрут №5 - "Вокзал - Баляева" (в 1991 году конечная 5-го маршрута была переименована в "Минный городок"). В течение этого же периода развернулись большие строительные работы по благоустройству площади Луговой, уложено новое трамвайное кольцо и треугольник путей с Ивановской на Луговую и с Луговой на Минный городок и Сахалинскую, оборудованы новые подъездные пути к депо.

В 70-е годы появился маршрут №6 - "Сахалинская - Баляева".

1981 год - сдано в эксплуатацию трамвайное депо на ул. Борисенко на 150 единиц.

1986 год - открыт маршрут №7 - "Вокзал - 3-я Рабочая - Гормолококомбинат".

1991 год - маршрут №7 был продлен от Гормолококомбината до ул. Баляева ("Вокзал - Баляева"). Это позволило создать большое городское трамвайное кольцо, хотя технически и не замкнутое.

Это был пик развития трамвая во Владивостоке.

На 1 января 1992 года трампарк насчитывал 140 вагонов в т. ч. 40 вагонов модели КТМ. Длина трамвайных путей составила более 40 километров. Количество трамваев ежедневно выходивших на линию - более 100 единиц.

Дальше началось его вымирание.

В 1994 году на муниципальном транспорте Владивостока полностью отменена плата за проезд. Муниципальные трамваи, троллейбусы и автобусы стали содержаться за счет средств городского бюджета. Бесплатный проезд ввел тогдашний мэр Черепков незадолго до выборов в краевую Думу. В знак благодарности многие проголосовали за кандидатов в депутаты, которые являлись сторонниками Черепкова. Тем самым Черепков добился поставленной политической цели, а муниципальному транспорту фактически был подписан смертный приговор.

1998 год – мэр Черепков продает 2 трамвайных депо: одно – на Луговой, где располагались вагоноремонтные мастерские, и откуда в 1912 году был выпущен первый трамвай (сейчас на его территории расположен рынок), второе – на Первой речке, построенное в 1917 году (сейчас на его территории располагается автомастерская). В этом же году для удобства якобы автомобилистов был демонтирован поворот для трамваев маршрута №5 с Ивановской на Луговую. Теперь, трамваи 5-го маршрута были вынуждены сначала заезжать на разворотное кольцо на Луговой, а затем только следовать на Минный городок. Такая схема оказалась очень неудобной для пассажиров.

15 ноября 2001 года – мэр Копылов в качестве эксперимента на месяц (в действительности "эксперимент" тянулся до 1 марта 2002 года) закрыл движение трамваев (маршруты №4 и №5) по центральной улице города – Светланской. Цель эксперимента была разгрузить центральную магистраль и определить: нужны ли городу трамваи? По мнению чиновников, трамвай создает помехи другим видам транспорта, разрушает дорожное полотно, а вибрация, которую он вызывает, разрушительно влияет на исторические здания в центре города. Вместо трамваев от центральной площади до Луговой были запущены коммерческие автобусы.

1 марта 2002 года – снова введена плата за проезд в трамваях и троллейбусах в размере 5 рублей (26 декабря 2002 года Постановлением главы города плата была снижена до 3 рублей, по просьбе совета старейшин при главе администрации Владивостока). Необходимость в ведении платного проезда назрела в связи с большой кредиторской задолженностью ТТУ. С этой же даты трамваи снова пошли по центру города, правда, на первое время, только в выходные дни (позже движение трамваев по Светланской восстановилось в прежнем режиме). Но с ведением платного проезда пассажиропоток схлынул. Платный электротранспорт оказался ненужным.

2006 год – с 15 июля в связи с ремонтом дорожного полотна на ул. Светланской закрывается движение трамваев маршрутов №4 и №5. В конце августа стало известно, что ремонтные работы завершены и уже в начале сентября движение трамваев по центру города должно было возобновиться. Однако трамваи пошли лишь в октябре и только с 5 до 10 утра. Такое решение было принято ввиду большой загруженности центральных дорог.

2007 год – в июле начался демонтаж разворотного кольца на площади Луговой в связи с ее реконструкцией (в настоящее время на месте трамвайного кольца построен торговый центр). Следствием чего стало автоматическое закрытие маршрута №5. И хотя мэрия обещала восстановить прежний трамвайный поворот с Ивановской на Луговую, но этого так и не произошло.

24 марта 2008 года на совещании в администрации города был снова поднят вопрос о ликвидации трамвая со Светланской. Озвучивались все те же причины снятия трамвая. Кроме того, была озвучена и более радикальная мера – трамваи и вовсе убрать, а всех пассажиров пересадить на автобусы. В итоге, вопрос снятия трамвая с центральных улиц решили перенести на осень.

В июле 2008 года стало известно, что планируется расширение дороги на улицах Спортивной и Луговой. Расширять дорогу хотели за счет трамвайных путей. Планировалось следующее: организовать на участке от рынка на Спортивной до пл. Луговой однопутное движение трамваев, вместо существующего двухпутного. По словам чиновников, это позволило бы организовать более 100 парковочных мест, дополнительно расширить автодорогу по улицам Спортивной и под мостами на пл. Луговой. Но эти замыслы так и остались не реализованными.

16 октября 2008 года мэр города Пушкарев сделал заявление, что трамвай является самым дорогим транспортом во Владивостоке. По словам мэра, для города лучше приобретать автобусы, так как они дешевле, часть которых, в перспективе, можно будет перевести на газ. Более того, чтобы решить проблему пробок в районе улицы Спортивной и пл. Луговой, мэр предложил убрать трамвайные пути.

Ноябрь 2008 года – за одну неделю произошло 3 схода трамваев 7-го маршрута с рельс на одном и том же участке в районе остановки Некрасовской. В связи с этим, было принято решение закрыть с 4 декабря движение трамваев по маршруту №7 на неопределенный срок из-за сильно изношенных путей.

Однако, с 11 декабря 2008 года движение трамваев по маршруту №7 было восстановлено, но лишь на части маршрута – на участке от кольца на 3-ей Рабочей до ул. Баляева. Движение по всему 7-му маршруту планировалось запустить не раньше 2009 года, когда специалисты оценят состояние рельсового пути на маршруте №7, и будут проведены ремонтные работы трамвайного полотна.

Но 18 декабря 2008 года движение по всему маршруту №7 было возобновлено с предупреждением от администрации – "До первого схода".

25 декабря 2008 года стало известно, что движение трамваев на ул. Спортивной останется в прежнем режиме (переделки на одноколейку не будет).

Но уже в феврале 2009 года стало известно, что согласно разработанной программе реконструкции и строительства дорог на 2009 – 2012 годы от остановки Школьная до остановки Луговая один трамвайный путь намерены заасфальтировать.

12 и 15 апреля 2009 года проводилось исследование пассажиропотоков на всех видах городского общественного транспорта г. Владивостока. В частности, выяснилось, что за 20 лет пассажиропоток на трамвае упал в 4,8 раза.

24 апреля 2009 года ген. директор ОАО "Электрический транспорт" Лилия Козлова на совещании с работниками предприятия озвучила планы городской администрации по ликвидации трамвая и замене его троллейбусом.

14 мая 2009 года проводилось дополнительное исследование пассажиропотоков в трамваях. Основная задача исследователей была четко фиксировать, сколько времени трамвай стоит на остановке, сколько едет от одной остановки до другой, количество людей зашедших и вышедших на остановках, количество льготных пассажиров. Полученные данные должны были помочь создать полную картину востребованности трамвая и ответить на главный вопрос: быть или не быть этому виду транспорта во Владивостоке?

26 мая 2009 года администрацией города были озвучены новые планы по реорганизации трамвайного движения в городе. Трамвайные пути с улиц Светланской, Алеутской и Океанского проспекта (вплоть до Некрасовского путепровода) планировалось убрать, потому что "трамвай на этих участках дороги создает рваный поток движения", а из-за наличия трамвайных путей на улице Алеутской невозможно осуществить одностороннее движение. Там, где пути находятся обособленно от дорожного полотна (улицы Борисенко, Спортивная, Луговая, Баляева, Жигура, 3-я Рабочая) трамвай было решено сохранить. Разворотные кольца 6-го маршрута на "Минном городке" и 7-го маршрута на "Баляева" предлагалось соединить путем прокладки тоннеля под улицей Баляева. Под некрасовским путепроводом планировалось построить новое разворотное кольцо. Таким образом, из 3-х маршрутов сделать один, который будет осуществлять перевозку пассажиров по направлению "Сахалинская – Луговая – Баляева – 3-я Рабочая – Некрасовская" с сохранением разворотного кольца на "3-ей Рабочей". Заменить трамвай на улицах Светланской, Алеутской и Океанском проспекте предполагалось троллейбусом.

В июне 2009 года во Владивосток по приглашению мэрии приехали специалисты известной немецкой компании "Siemens", основной целью которых было изучение целесообразности замены трамвая троллейбусом. Итогом рабочего визита должно было стать независимое экспертное заключение о возможности и экономической целесообразности замены городского рельсового электротранспорта на безрельсовый, а также об организации в городе новых троллейбусных маршрутов. Но "экспертное" заключение так и не обнародовали.

24 июня 2009 года, выступая перед Законодательным Собранием Приморского края, мэр города Пушкарев заявил о планах городской администрации отказаться в рамках подготовки к Саммиту АТЭС-2012 года от трамваев как общественного транспорта.

6 июля 2009 года было принято окончательное решение о закрытии в скором времени трамвайного движения во Владивостоке.

14 июля 2009 года в администрации города под руководством мэра Пушкарева состоялось совещание по вопросу ремонта и строительства дорог краевого центра. В ходе совещания было озвучено, что в 2010 году будет производиться реконструкция дорог по улицам Борисенко, Спортивная, Луговая. 30 июня 2009 года администрацией был объявлен открытый аукцион на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция узла улично-дорожной сети состоящего из ул. Фадеева, ул. Борисенко, ул. Спортивной". Проектом предусматривался демонтаж трамвайных путей по улицам Борисенко и Спортивная. А это означало бы закрытие полностью трамвайного движения в городе. Но по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не поступило ни одной заявки. Поэтому открытый аукцион был признан не состоявшимся.

В середине июля 2009 года стало известно, что в первых числах августа планируют закрыть маршрут №7.

Однако 26 июля 2009 года районе остановки Дальпресс произошла крупная авария с участием трамвая. У вагона, спускающегося с Первой речки на Дальпресс, отказали тормоза, из-за чего на повороте трамвай сошел с рельс, протаранил два автомобиля и снес кирпичные перила торгового павильона. Всего пострадало пять человек. В этот же день маршрут №7 был закрыт. Причина закрытия - аварийное состояние трамвайных путей.

29 июля 2009 года, стало известно, что администрация планирует в скором времени приступить к демонтажу трамвайных путей в центре города. По мнению администрации, это позволит предотвратить разрушение дороги. Изначально предполагалось очистить от трамвайных путей улицу Алеутскую, затем Океанский проспект. Стоял в планах и Народный проспект, однако, по словам чиновников, этот район не стоит среди первоочередных задач, там интенсивность движения автотранспорта гораздо ниже, чем в центре города.

И вот, уже 15 августа 2009 года, начался демонтаж трамвайных путей. На перекрестке улиц Светланской и Алеутской были убраны трамвайные пути маршрута №7 со всеми стрелками. Остались только рельсы для трамваев 4-го маршрута.

24 августа 2009 года, мэр Пушкарев подписал Постановление №949 об окончательном закрытии трамвайного маршрута №7, в целях якобы обеспечения безопасности дорожного движения.

В начале сентября 2009 года группа депутатов законодательного собрания Приморского края и Думы Владивостока встали на защиту трамвая. Депутаты обратились в прокуратуру в надежде отменить решение мэра Пушкарева о закрытии маршрута №7.

8 сентября 2009 года на заседании комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока депутаты рассмотрели вопрос с закрытием "семерки". Дело в том, что городским парламентариям поступило несколько жалоб на постановление главы города Пушкарева о ликвидации трамвайного маршрута №7. Депутаты хотели услышать доводы мэрии по поводу закрытия. Ответ держал начальник управления транспорта администрации С. Войченко. В результате у администрации не нашлось доводов в пользу отмены электротранспорта. С решением мэра убрать трамваи депутаты были категорически не согласны.

11 сентября 2009 года начался демонтаж трамвайных путей в районе улицы Жигура. Были убраны пути на пересечении с автодорогой.

В сентябре 2009 года городской прокуратурой была проведена проверка по факту обращения депутатов о несогласии с решением мэра о закрытии трамвайного маршрута №7. 28 сентября 2009 года прокуратурой был вынесен вердикт, что мэр Пушкарев имел законное право закрыть "семерку".

В ноябре 2009 года стали известны результаты исследования пассажиропотоков в городе Владивостоке, которое проводилось весной 2009 года. Специалисты пришли к выводу, что исключать трамваи из транспортной сети – нецелесообразно. Кроме того, специалистами было предложено восстановить в прежнем режиме движение трамваев по центру и сделать движение трамваев от Луговой до железнодорожного вокзала безостановочным, для предотвращения пробок во время посадки-высадки пассажиров на остановках. Была озвучена и "старая" идея - ввести в действие трамвайную линию "Сахалинская - Луговая - Баляева - Народный проспект (до Некрасовского путепровода)". Также была высказана идея пуска трамваев по железнодорожной ветке вдоль бухты Золотой Рог. Это, по мнению специалистов, позволило бы убрать рельсы со Светланской и разгрузить автомобильное движение. Еще одна рекомендация специалистов – обновить трамвайный парк.

20 ноября 2009 года на очередном заседании комитета по городскому хозяйству депутаты пришли к выводу, что "реанимация" трамвайного маршрута №7 нецелесообразна. В качестве альтернативного варианта, прозвучали предложения замены трамваев на более мобильные троллейбусы.

23 декабря 2009 года во время "Прямой линии" мэр города Пушкарев поделился очередными планами освобождения города от пробок. На этот раз дорожные изменения должны были коснуться района 3-ей Рабочей. Идея такая: движение по улице Котельникова пустить только в одну сторону - с 3-ей Рабочей на Баляева, а на Рабочую можно будет попасть с Баляева через Жигура. При этом трамвайное кольцо планируется убрать, и машины с Жигура смогут попадать на Народный проспект по сокращенному пути.

23 марта 2010 года администрацией города снова был объявлен открытый аукцион "Выполнение работ по разработке проектной документации (стадия П) по объекту "Реконструкция узла улично-дорожной сети состоящего из ул. Фадеева, ул.Борисенко, ул.Спортивной". Проектом все также предусматривался демонтаж трамвайных путей по ул. Борисенко и Спортивная. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе поступило две заявки. Но открытый аукцион снова был признан не состоявшимся, ввиду неявки одного из участников.

14 апреля 2010 года на совещании водительского состава была озвучена угроза закрытия предприятия электротранспорта, как нерентабельного. Первым попадает трамвай. Второй на очереди - троллейбус.

21 апреля 2010 года мэр Пушкарев в ходе отчета перед депутатами о проделанной работе в 2009 году предложил народным избранникам приобрести у администрации "по бартеру" трамвайные рельсы закрытого маршрута №7. "Мы видим, что рельсы создают помехи для движения автомобилей, но не можем их убрать, потому что это приведет к полному разрушению дороги в центре города. Если кому-то из депутатов нужны рельсы, мы их отдадим бесплатно. Только пусть он взамен отремонтирует дорогу", - сказал Пушкарев.

17 мая 2010 года, стало известно, что администрация города в ближайшее время планирует начать, в рамках подготовки к празднованию 150-летия города, демонтаж трамвайных путей закрытого маршрута №7 на участке от Покровского парка до пересечения улиц Светланской и Алеутской.

И вот, уже 19 мая 2010 года, в районе Покровского парка начались работы по демонтажу трамвайных путей. К 3 июня все работы были завершены.

25 мая 2010 года - на пресс-конференции, начальник управления содержания жилфонда и городских территорий мэрии заявил, что власти города планируют заасфальтировать трамвайные пути вдоль автодороги по улицам Спортивная и Борисенко, чтобы вместе с трамвайным движением организовать на этом участке движение пассажирских автобусов. Таким образом, автобусное движение по улицам Спортивная и Борисенко будет вынесено за пределы автомобильной дороги, что, по мнению мэрии, существенно снизит нагрузку на этот участок дороги.

03 июня 2010 года администрацией города был объявлен открытый аукцион: "Выполнение работ по реконструкции морского фасада г. Владивостока, реконструкция фасадов, выходящих на море и гостевую трассу". Проектом предусматривается демонтаж 1 км. трамвайных путей по улице Светланской.

21 июня 2010 года мэр Пушкарев заявил, что с 09 июля в качестве эксперимента на месяц вводится новая односторонняя схема движения в центре города. В связи с этим будет закрыт маршрут трамвая №4.

08 июля 2010 года вышло Постановление главы администрации г. Владивостока №760 "О закрытии с 10 июля трамвайного маршрута №4".

С 15 июля 2010 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 8 рублей.

27 июля 2010 года на совещании под руководством мэра Пушкарева специалисты обсудили проекты реконструкции узла дорожной сети, состоящей из улиц Борисенко - Фадеева - Спортивная. В одном из трех представленных на обсуждение проектов реконструкции рассматривалась возможность демонтажа трамвайных путей по улицам Борисенко и Спортивная.

В начале августа 2010 года на трамвайном кольце "3-я Рабочая" закрытого маршрута №7 начались работы по демонтажу трамвайных путей. Были демонтированы пути в сторону Ж/д вокзала. Это связано с тем, что на этом месте будет проходить автодорога, по которой поток автотранспорта, движущийся по ул. Жигура, сможет выезжать на Народный проспект, не въезжая на автотранспортное кольцо Третьей Рабочей. По мнению специалистов, это позволит разгрузить от пробок кольцо Третьей Рабочей.

25 сентября 2010 года начался демонтаж трамвайных путей в районе ост. "Покровский парк" в сторону ост. "Дальпресс". Одновременно, начался демонтаж трамвайных путей в районе ост. "Дальпресс".

Проведенный с 06 по 12 ноября 2010 года мониторинг пассажиропотоков на электрическом и муниципальном транспорте специалистами управления транспорта администрации Владивостока показал, что за неделю трамваем (во Владивостоке остался единственный трамвайный маршрут №6 - "Сахалинская - Минный городок", прим. автора) перевезено 205 тыс. пассажиров.

12 ноября 2010 года стало известно, что на 2011 год запланирован демонтаж трамвайных путей закрытого маршрута №4 по ул. Алеутской от Ж/д Вокзала до пересечения с ул. Светланской, а также по ул. Светланской до ул. Петра Великого.

C 13 по 19 ноября 2010 года был проведен повторныей мониторинг пассажиропотоков на электрическом и муниципальном транспорте. Итоги обследования показали, что объем перевозок трамваем увеличился до 240 тыс. пассажиров.

20 января 2011 года в своем интервью начальник управления транспорта администрации Владивостока М. Молчанов сказал, что "оставшийся трамвай никто добивать не будет". "Он перевозит в неделю 240 тыс. пассажиров, и без него не обойтись". Кроме того, опять была высказана идея пуска современного, "настоящего" трамвая по Корабельной Набережной. Но так как строительство такого трамвая обходится очень дорого, "нужно убедить вышестоящие власти в нужности "настоящего" трамвая".

22 марта 2011 года стало известно, что в связи со строительством канализационного коллектора по ул. Борисенко, который планируется проложить на месте трамвайных путей, будет закрыт последний трамвайный маршрут №6. Озвучивались даты закрытия – 01 и 11 апреля 2011 года.

08 апреля 2011 года в своем блоге мэр Пушкарев подтвердил, что на время работ по прокладке канализационного коллектора трамвайный маршрут №6 работать не будет, а трамвайные пути будут демонтированы. Но мэр заверил, что после окончания всех работ трамвайные пути будут восстановлены, и маршрут возобновит свою работу. Со слов г-на Пушкарева, Приморский водоканал, который является подрядчиком строительства коллектора, обязался восстановить трамвайные пути. Вместо трамвая на время проведения работ по прокладке коллектора, будет запущен новый автобусный маршрут, дублирующий маршрут трамвая.

14 апреля 2011 года была озвучена новая дата закрытия трамвайного движения – 02-03 мая 2011 года.

27 апреля 2011 года мэр Пушкарев встретился с коллективом предприятия ОАО "Электрический транспорт". Г-н Пушкарев рассказал, что временно пожертвовать трамваем пришлось во избежание километровых пробок на дорогах на время реконструкции. После того, как трубы будут проложены, трамвайные пути восстановят, и трамвай пойдет. Также, мэр заверил сотрудников депо, что на время реконструкции ни один из них не останется без работы. Коллектив предприятия "Электрический транспорт" будет сохранен.

В ночь с 20 на 21 мая 2011 года начался демонтаж трамвайных путей на ул. Светланской - на участке от пересечения ул. Светланской и Алеутской до пересечения ул. Светланской и Океанский проспект. Историческая и самая первая трамвайная линия, по которой в 1912 году пошел первый трамвай, не дожила до своего столетнего юбилея в октябре 2012 года чуть менее 1,5 лет.

В ночь с 27 на 28 мая 2011 года демонтаж путей по ул. Светланской продолжился. Были демонтированы пути от пересечения ул. Светланской и Океанский проспект до пересечения ул. Светланской и Уборевича.

01 июня 2011 года мэр Пушкарев, общаясь в прямом эфире с жителями города, снова заявил, что трамваи и троллейбусы являются самым дорогим видом городского транспорта. "Сегодня, на каждые 8 рублей, которые оплачивает пассажир трамвая за проезд, выделяется 80 рублей из городского бюджета на развитие электротранспорта, - пояснил г-н Пушкарев. – Если бы мы давали столько денег на развитие автобусного парка, он обновлялся бы гораздо быстрее. Но мы коммерческим перевозчикам ничего не выделяем, кроме маршрутов. А электротранспорт дотируем. Сокращаем расходы, например, на детские сады, и выделяем средства на развитие трамваев и троллейбусов".

Этим заявлением мэр убил сразу двух зайцев: оправдал уничтожение трамваев в городе и оправдался за отсутствие детских садиков – трамваи виноваты.

Также, 01 июня 2011 года стало известно, что с 04 июня будет прекращено движение трамваев маршрута №6 "Сахалинская - Минный городок". Это связано с началом производства работ по прокладке системы водоснабжения и канализации на участке Спортивная - Борисенко. В тоже время, по сообщениям управления транспорта администрации Владивостока, будет сооружено временное разворотное кольцо в районе остановки "Стадион" и движение трамваев будет осуществляться на участке "Минный городок - Стадион".

02 июня 2011 года демонтировано разворотное кольцо в районе железнодорожного вокзала.

03 июня 2011 года началась разгрузка трамвайных рельс рядом с остановкой "Стадион" для строительства временного разворотного кольца.

04 июня 2011 года во Владивостоке прекращено движение трамваев. Начался демонтаж трамвайных путей и контактных сетей трамвая по ул. Борисенко в районе ост. "Школьная". С 04 июня 2011 года на кольце "Минный городок" отстаиваются 12 трамваев и один спецвагон в ожидании, когда построят временное разворотное кольцо у ост. "Стадион", для запуска движения трамваев по укороченному маршруту "Минный городок - Стадион".

22 июня 2011 года возобновлено трамвайное движение по укороченному маршруту "Минный городок - Стадион". В районе разворотного кольца "Стадион" оборудован временный тупик для отстоя вагонов. Запасные вагоны отстаиваются на участке закрытого маршрута №4 на ул. Ивановской.

28 июня 2011 года мэр Пушкарев пообещал не закрывать трамвай. Наоборот, вновь озвучил свои планы по строительству трамвайных путей на Корабельной Набережной.

14 сентября 2011 года стало известно, что Владивосток включен в федеральную программу по обновлению трамвайного парка. Новые трамваи, возможно появятся в 2012 году.

28 октября 2011 года в помещении трамвайного парка состоялось торжественное мероприятие в честь дня автомобилиста лучшим водителям и механикам владивостокских трамваев и троллейбусов вручили почетные знаки и грамоты министерства транспорта РФ за многолетнюю безаварийную работу.

В ночь с 02 на 03 ноября 2011 года начался демонтаж трамвайных путей на участке дороги по ул. Алеутской от ее пересечения с ул. Светланской до дома №2-а по ул. Верхнепортовой (район железнодорожного вокзала).

В связи со срывом работ по прокладке коллектора трамваи Владивостока вынуждены зимовать прямо на улице.

27 февраля 2012 года начался демонтаж трамвайных путей бывшего маршрута №4 в районе остановки "Гайдамак" в сторону Луговой.

По состоянию на конец марта 2012 года демонтированы все пути на кольце 3-я Рабочая и обособленный участок путей от кольца к Педучилищу до пересечения с автодорогой.

23 апреля 2012 года начался демонтаж трамвайных путей по улице Жигура.

В ночь с 01 на 02 июня 2012 года начался демонтаж трамвайных путей от здания КГУП "Приморский водоканал" (ул. Некрасовская, 122) в сторону кольца 1-й Речки.

09 июня 2012 года вновь начался демонтаж трамвайных путей на Океанском проспекте. На этот раз демонтажу подвергся участок между остановками "Дальпресс" и "1-я Речка".

С 01 июля 2012 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 2 рубля и теперь составляет 10 рублей.

09 июля 2012 года глава города Игорь Пушкарев написал в своем блоге о своем намерении восстановить трамвайные пути по ул. Борисенко.

03 августа 2012 года администрация Владивостока заявила о своем намерении в 2013 году обновить трамвайный парк на 100%, который не обновлялся несколько лет, за счет средств городского бюджета, а также в случае необходимости готова вести переговоры с Минтрансом РФ на предоставление субсидий на покупку экологичного транспорта. Минтранс РФ предлагает выделить 3,5 млрд рублей субсидий для регионов на покупку экологичного городского транспорта. Эти деньги распределят таким образом, что субъекты смогут закупить в совокупности 1 тысячу автобусов, 185 троллейбусов и 89 трамваев. Доля софинансирования из средств бюджетов субъектов РФ должна быть не менее 20%. Субсидии планируется предоставить до конца 2012 года, но фактическая поставка транспортных средств может быть осуществлена до 1 июля 2013 года.

09 октября 2012 года - 100 лет со дня пуска трамвая во Владивостоке.

19 ноября 2012 года стали известны итоги интернет-голосования, организованного на сайте краевой администрации. За сохранение единственного трамвайного маршрута №6 было отдано 450 голосов, что стало абсолютным лидером среди всех остальных вопросов, предложенных для голосования.

03 декабря 2012 года краевая администрация заявила о намерении восстановить трамвайное движение по улице Борисенко.

01 февраля 2013 года начались работы по восстановлению трамвайного маршрута №6.

27 апреля 2013 года продолжился демонтаж трамвайных путей по ул. Светланской. На этот раз демонтажу подвергся участок между остановками Гайдамак и Авангард.

К июлю 2013 года было восстановлено трамвайное полотно от остановки Стадион до трамвайного парка на ул. Борисенко, и 01 июля было запущено трамвайное движение по восстановленному участку. На открытии движения мэр Владивостока г-н Пушкарев пообещал приобрести один новый трамвай.

01 октября 2013 года стало известно, что восстановление трамвайных путей от трамвайного депо и до Сахалинской начнется не ранее весны 2014 года.

14 ноября 2013 года продолжился демонтаж трамвайных путей закрытого в 2010 году 4-го маршрута по улице Ивановской в сторону площади Луговой.

С 01 января 2014 года отменена 100% льгота на проезд в ГЭТ для "городских пенсионеров".

С 10 января 2014 года проезд в трамваях, троллейбусах и фуникулере увеличился на 1 рубль и составила 11 рублей.

03 апреля 2014 года начался заключительный этап восстановления трамвайных путей по маршруту №6 на участке от трамвайного депо на ул. Борисенко до к/ст "Сахалинская".

24 июня 2014 года завершено восстановление единственного трамвайного маршрута в городе Владивостоке.

27 июня 2014 года состоялась обкатка восстановленного участка трамвайной линии от трамвайного депо на ул. Борисенко до к/ст "Сахалинская".

30 июня 2014 года состоялось торжественное открытие восстановленного трамвайного маршрута №6. На торжественном мероприятии мэр города Владивостока И.С. Пушкарев пообещал привести трамвайные остановки в порядок и обновить трамвайный парк.

В конце сентябре 2014 года произведена капитальная замена трамвайных путей на переезде "Спортивная - Фадеева".

В начале октября 2014 года произведена капитальная замена трамвайных путей на левой части внешнего разворотного кольца "Сахалинская".

В январе 2015 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 12 рублей.

4-5 августа 2015 года произведён демонтаж бывшего разворотного кольца "Стадион".

С 22 января 2016 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 13 рублей.

С 23 января 2017 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 14 рублей.


© Владимир Сокуров, 2008-2017. При использовании материалов и фотографий ссылка на veltransport.ru обязательна.