Электротранспорт
Владивостока

 
 

Трамвай не дает покоя мэру

 

24 июня 2009 года, выступая перед Законодательным Собранием Приморского края (далее - ЗАКС), мэр города г-н Пушкарев заявил о планах городской администрации отказаться в рамках подготовки к Саммиту АТЭС-2012 года от трамваев как общественного транспорта.

 

По его словам, трамваи будут убираться в связи с расширением дорог города, в частности за счет снятия трамвайных путей планируется расширить проезжие части улиц Спортивной и Луговой. Не будут ходить трамваи и по Светланской.

"Мы готовы идти на движение без трамваев, но мы планируем пустить трамвай по Корабельной набережной в качестве транспорта, выполняющего функции визитной карточки города", - заявил Пушкарев.

Очередное высказывание мэра "в лужу". Идея запуска трамвая по Корабельной набережной - из той же оперы Пушкарева про строительство 50 детских садиков и 100 парковок. Правда, в отличие от последних, эта идея не имеет смысла. Дальше - больше:

"Все имеющиеся трамваи мы готовы заменить на новые автобусы", - также отметил мэр.

А как же обещанная замена трамваев на троллейбусы? Ведь еще совсем недавно г-н Пушкарев высказывался о замене рельсового электротранспорта на безрельсовый, а также об организации в городе новых троллейбусных маршрутов. Для этого в июне сего года мэр даже приглашал специалистов известной немецкой компании "Siemens", основной целью которых было изучение целесообразности замены трамвая троллейбусом во Владивостоке. Тогда, специалисты "Siemens" катались по всем трамвайным и троллейбусным маршрутам и даже проехались на фуникулере (рассматривалась целесообразность замены фуникулера эскалатором - прим. автора), посетили трамвайное и троллейбусное депо, провели обмен мнениями с начальником управления инвестиций администрации краевого центра, начальником управления транспорта, директором ОАО "Электрический транспорт". Итогом рабочего визита должно было стать независимое экспертное заключение о возможности и экономической целесообразности замены городского рельсового электротранспорта на безрельсовый, а также об организации в городе новых троллейбусных маршрутов.

И где же это экспертное заключение? Его до сих пор так и не обнародовали, если оно конечно вообще имеется. Зато, наверное, было потрачено немало денег из городской казны на организацию рабочего визита специалистов "Siemens".

Но вернемся к выступлению г-на Пушкарева перед депутатами ЗАКСа. Апогеем высказывания мэра относительно трамваев стала фраза:

"Во всех современных городах нет ни трамваев, ни троллейбусов, вот и мы должны прийти к этому".

По логике Пушкарева получается, что все города, где есть трамваи и троллейбусы, следует считать "глухими деревнями".

К сведению г-на Пушкарева, именно на развитие трамвая сделали ставку западные страны. В них трамвай отлично развит и к тому же является скоростным. Трамвай есть даже в Африке! В России: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Краснодар - в этих городах полно трамваев и троллейбусов. А в Сан-Франциско, с которым так любят сравнивать Владивосток, тоже есть трамваи. Более того, местный трамвайчик - один из символов города. И ходят трамвайчики по главным улицам. И никому не мешают, хотя транспорта в этом городе не меньше, чем во Владивостоке. Просто грамотно организовано его движение.

А что предлагает мэр в качестве альтернативы трамваю? А в качестве альтернативы экологически чистому виду транспорта г-н Пушкарев предлагает другой, по его мнению, не менее экологичный - автобусы на газе. Мэр предлагает перенять опыт Южной Кореи, где "дизельный транспорт переводят на газ - более дешевый вид топлива". (А потом, видимо, на ещё более дешевый уголь - прим. ред.)

"В перспективе (здесь это означает очень и очень нескоро - прим. автора) мы планируем перевести на газ весь общественный транспорт (включая электрички - прим. автора)", - заявил мэр.

При этом глава города напомнил, что в 2011 году закончится строительство газопровода и в Приморье придет дешевый газ.

А до окончания строительства газопровода градоначальник предлагает тем, у кого нет личного автомобиля, передвигаться либо на своих двоих, либо толкаться в чадящих корейский б/у автобусах, предназначенных для маленьких низкорослых корейцев и мечтать о дешевых автобусах на газе.

Начать избавляться от трамваев мэр планирует уже в августе этого года. По его словам, именно в августе начнется реконструкция улиц Спортивной и Луговой.

"Там ежедневно оказываются в пробках 180 тыс. пассажиров".

Интересные подсчеты, г-н мэр. Получается, что третья часть города стоит в пробке на двух улицах? Весьма оригинально, не правда ли?

"За счет снятия трамвайных путей проезжая часть расширится, а скорость автомобильного движения здесь увеличится в два раза".

Увеличится, но не надолго. После чего снизится в четыре раза. Плюс к этому освободившиеся полосы от снятия трамвайных путей тут же займут припаркованные машины (вот вам и обещанные парковки - прим. ред.).

"Скорее всего, что пути действительно будут демонтированы, полностью убраны, и трамваев там, на этом участке не будет".

Но как-то неуверенно мэр говорит о снятии трамвая. Говорит, глядя не в камеру, а куда-то вниз. Конечно, как льготным категориям граждан теперь в глаза смотреть, когда в начале года мэр дал льготы на бесплатный проезд в электротранспорте, а сейчас хочет людей лишить возможности пользоваться этой льготой. А льготников немного немало 25 тысяч человек.

Вместо трамваев мэр предлагает "автобусы на газе, которые будут ходить по выделенным линиям, а их обслуживание обойдется значительно дешевле трамвая".

Дешевле трамвая? Это как это так посчитали? На создание с нуля автобусного парка (для сведения, в 2007 году было закрыто последнее муниципальное автобусное предприятие ВПОПАТ-1) тоже нужны немалые средства: на покупку новых автобусов, на их содержание и ремонт, на зарплату водителям и т.д.

"Ведь поддерживать в рабочем состоянии трамвайный парк, который есть у Владивостока, сегодня в убыток".

Цифры в студию! Хотелось бы посмотреть сколько и куда город тратит на трамваи, потому как следов этих огромных, по мнению мэра затрат, что-то не видно. Достаточно взглянуть на плачевное состояние трамваев и рельсового полотна.

"А вот чтобы отремонтировать трамвайные пути, например, маршрута №7, нужно около 40 млн. И если делать современный ремонт с укладкой специальных резиновых подушек под рельсы, то эту цифру можно смело умножать на три".

40 миллионов на замену путей одного маршрута?! Ну, так это, с какими откатами-то?! К тому же все пути сразу менять не надо. В городе есть участки, где пути еще нормальные. Можно провести замену аварийных участков, провести подбивку, сварку, наплавку, рихтовку, рельсошлифовку существующих путей, и они станут сразу лучше. Это не потребует миллионных затрат.

А почему раньше не делали ремонт трамвайных путей? Серьезно трамвайное полотно не ремонтировалось уже с советских времен. Ведь ежегодно на ремонт дорог выделяются сотни миллионов рублей. А пути почему-то ремонтировать никто и не думал. А содержание муниципального городского общественного транспорта с его инфраструктурой - это почетная обязанность городских властей, о которой эти власти благополучно забыли.

"Да и весь парк этого электротранспорта уже технически и морально устарел. Самому "молодому" трамваю 17 лет. При этом новый вагон сейчас стоит от 10 миллионов рублей и выше. Таких расходов казна Владивостока позволить себе не может".

Однако, 10 миллионов - это цена "навороченного" вагона. Стоимость обычного Усть-Катаевского трамвая без "наворотов" около 5 миллионов рублей. Но есть варианты уменьшить и эту цену. Таким образом, за 10 миллионов можно купить два новых и вполне современных трамвайных вагона со сроком службы в 20 лет. Какие корейские б/у автобусы и полсрока такого отработают?

Идею ликвидации трамваев и замены их автобусами на газе поддерживает и президент Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов.

Еще бы ему её не поддерживать. Ведь электротранспорт является прямым конкурентом коммерческим автобусам. И те хотят от него избавиться. Конечно, трамвай мешает коммерческим автобусам - забирает пассажиров. И такое положение "коммерсантов" не устраивает. Видать купили мэра автобусники...

А скоро ещё и троллейбус начнет мешать! Скажут, что дорого обходится городу, провода постоянно обрываются. Да и территория депо вдруг срочно понадобится под застройку.

А как же люди, которые получили в этом году льготы на бесплатный проезд в электротранспорте? А подумал ли мэр о пенсионерах и неимущих, которые стоят и ждут трамвай, чтобы сэкономить 4 рубля, и для которых даже эти 4 рубля ощутимая разница. Что будет с работниками депо? Куда пойдут люди? Вряд ли все эти вопросы волнуют мэра.

А про автобусы на газе власти сразу забудут после того, как уберут трамвай. Альтернативы не будет! Никто ничего покупать всерьез и не думал. Поэтому, либо трамвай, либо пешком или на тесных б/у автобусах, если, конечно, в них Вам место найдется.

Г-н Пушкарев, вместо каких-то пустых обещаний про автобусы на газе, лучше купил бы городу новых трамваев, и оставил бы о себе добрую долгую память, как в свое время оставил Николаев, купив городу 15 троллейбусов.

Трамвай Владивостока - это часть истории города! Представить наш город без трамваев невозможно. Как бы тесно не было в нем, трамвай придает городу определенный колорит. Так приятно смотреть на празднично оформленные, пускай и старенькие вагончики! Сразу чувствуется забота работников электротранспорта о горожанах. Сразу душа радуется, когда смотришь на трамвай, с каким-нибудь поздравлением на борту.

Хочется сказать городским властям: не лишайте город истории! Во всем мире переходят на электрический транспорт, а мы в России от него избавляемся. Мы не должны повторять печальный опыт многих городов Европы и Америки, когда в прошлом веке в них повально уничтожали трамвай. Европа поняла свою ошибку. И мы не должны ее повторять.

А главный аргумент, что, дескать, из-за трамваев пробки - давно уже не актуален: днем трамваи по Светланской не ходят, а пробок от этого меньше не стало.

В заключении хочу сказать, что идею убрать трамваи с улиц Владивостока выдвигал не один градоначальник. Но мэры уходили, а трамвай оставался. Так будет и в этот раз.



© Владимир Сокуров, 2008-2017. При использовании материалов и фотографий ссылка на veltransport.ru обязательна.