Электротранспорт
Владивостока

 
 

История троллейбуса

Свою историю Владивостокский троллейбус начинает 29 января 1965 года. Именно в этот день на улицы города вышел первый троллейбус. Он следовал по единственному тогда маршруту №1 - "ЦПКиО (ныне "Покровский парк") - поселок Рыбак" (сейчас "Постышева").

В том же 1965 году маршрут №1 был продлен до Чайки ("ЦПКиО - Чайка") и запущен маршрут №2 - "ЦПКиО - ул. Кутузова". В день 50-летия Советской власти второй маршрут был продлен от ЦПКиО до Спортивной гавани ("Спортгавань - ул. Кутузова"). В 1969 году "двойка" была удлинена до улицы Багратиона. С 1982 года троллейбусы уже стали разворачиваться не на Спортивной гавани, а на Фокина ("Фокина - Багратиона"). А с октября 1982 года по просьбам трудящихся на заводе Варяг маршрут был продлен от Багратиона до завода Варяг. Окончательно сформировался маршрут №2 - "Фокина - завод Варяг".

В 1967 году появляется маршрут №3 - "Спортгавань – фабрика Заря" (позже "Фокина – фабрика Заря").

В октябре 1976 года был пущен четвертый маршрут - "Фуникулер - Багратиона" (с октября 1982 года - "Фуникулер - завод Варяг").

18 июня 1982 года был открыт пятый маршрут троллейбуса "Автовокзал – улица Багратиона".

2 июля 1985 года на 125-летие города Владивостока открывается маршрут №6 - "Постышева - Океанская". С 1987 года троллейбусы шестого маршрута стали ходить на Океанскую уже с Покровского парка. А с 1990 года - с Фокина на Океанскую. Шестой маршрут являлся самым протяженным троллейбусным маршрутом во Владивостоке, пролегающим в пригородную зону. Его длина от Покровского парка до Океанской составляла 19,5 км.

В конце 80-х годов появляется дополнительный маршрут №7 - "Океанская - Универсам" в составе 3 машин в помощь шестому маршруту, на котором тогда работало 6 троллейбусов. Таким образом, в начале 90-х годов во Владивостоке действовало уже 7 постоянных маршрутов.

Во второй половине 90-х годов продолжилось строительство новых троллейбусных линий и запуск новых маршрутов. Так, в начале 1998 года появился вспомогательный маршрут №2к - "Покровский парк - завод Варяг", на котором работали две "гармошки". В этом же году маршрут был закрыт. Также, в 1998 году проводят троллейбусную линию от фуникулера по ул. Суханова с выходом на Океанский проспект (к магазину "Изумруд"). Появляются маршруты №4а - "завод Варяг - Фуникулер - магазин Изумруд" и №8 - "Чайка - Фуникулер - магазин Изумруд".

В конце 90-х годов появляется дополнительный маршрут №9 - "Универсам - Чайка". Причем, этот маршрут функционировал только на Пасху и в Родительские дни, чтобы обеспечивать подвоз пассажиров к Лесному кладбищу (14 км).

В начале 1999 года проводят троллейбусную линию до Клинической больницы, и 8 марта 1999 года открываются маршруты №10 - "Фокина - Клиническая больница" и №11 - "Автовокзал - Клиническая больница". А в конце мая 1999 года появляется экспериментальный маршрут №12 - "Фуникулер - Клиническая больница", который через два месяца был закрыт. Таким образом, в 1999 году количество троллейбусных маршрутов г. Владивостока достигло своего максимума. Протяженность троллейбусных линий составила более 45 км.

Однако впоследствии из-за низкого финансирования, и как следствие, сильного износа и нехватки подвижного состава, а также жесткой конкуренции со стороны автобусов количество маршрутов стало сокращаться. В 2000 году из-за соображений безопасности закрываются маршруты №4а и №8, так как оказалось, что уклон дороги при спуске по ул. Суханова с Фуникулера в центр составляет 120 промили, что превышает допустимые нормы для троллейбусного движения. Маршрут №1 закрыли еще в конце 90-х годов.

Так и не получила свое развитие строящаяся в 2002 году троллейбусная линия по улицам Кирова и Енисейская, которая предполагала продление маршрутов 5 и 11.

В 2003 году закрывается движение троллейбусов на Фокина. Троллейбусная конечная с Фокина переносится на площадь Семеновскую. В этом же году закрываются маршруты №2 и №3 (в настоящее время движение по маршруту №3 осуществляется, когда движение троллейбусов до Океанской невозможно). Маршрут №6 был укорочен до Покровского парка. До мая 2005 года на пл. Семеновскую ходил единственный десятый маршрут в составе 1-2 машины.

В 2005 году маршрут №10 закрывается. Последний раз троллейбус на Семеновской появился 30 апреля 2005 года. С закрытием десятого маршрута троллейбусы перестают ходить на Семеновскую. В настоящее время КС на пл. Семеновскую демонтирована.

В 2006 году по решению главы города В. Николаева для нужд ОАО "Электрический транспорт" было закуплено 15 новых троллейбусов производства Энгельского троллейбусного завода. Эта покупка спасла от "вымирания" Владивостокский троллейбус. На момент прихода новых машин (август 2006 года) в городе работало всего 16 троллейбусов, да и то, большинство из них на тот момент уже давно выработали свой срок. Сегодня, "Николаевские троллейбусы" составляют основу троллейбусного парка Владивостока.

22 июля 2008 года новый глава города И. Пушкарев на рабочем совещании с руководством ОАО "Электрический транспорт" и представителями АО "Тролза" обсуждал перспективы обновления парка троллейбусов. До конца 2008 года планировалось приобрести 10 современных троллейбусов. Однако, уже 16 октября того же года мэр сделал заявление, что троллейбусы стоят дорого, поэтому для кардинального решения проблемы транспортного обслуживания лучше приобретать автобусы.

25 июля 2008 года в связи со строительством тоннеля в районе Фуникулера закрывается маршрут №4 - "Фуникулер - завод Варяг" (в настоящее время КС на Фуникулер демонтирована). Маршрут обещали восстановить к лету 2009 года. Но этого так и не произошло. Вместо четвертого маршрута ввели временный маршрут №4а - "Покровский парк - завод Варяг", на котором работало 2 троллейбуса (с 1 мая 2009 года - 1 троллейбус) и только по рабочим дням. 7 августа 2008 года маршрут №4а был ликвидирован. Однако с 10 февраля 2009 года по просьбам бесплатных льготников он был запущен вновь (работала одна машина) и проходил до декабря 2009 года, когда снова был отменен. До 15 ноября 2010 года движение по маршруту №4а осуществлялось только один рейс утром и один рейс вечером. 15 ноября 2010 года в связи с реконструкцией моста через Вторую речку маршрут №4а был закрыт.

В ноябре 2008 года в связи с реконструкцией федеральной трассы в рамках подготовки к Саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке было убрано разворотное кольцо на Чайке. И хотя КС для разворота все же оставалась, разворот был запрещен из-за соображений безопасности. 26 сентября 2009 года КС для разворота на Чайке была полностью демонтирована.

18 марта 2009 года глава города И. Пушкарев снова озвучил планы городской администрации закупить новые троллейбусы и развить троллейбусную сеть.

12 и 15 апреля 2009 года проводилось исследование пассажиропотоков на всех видах городского общественного транспорта г. Владивостока. В частности, выяснилось, что за 20 лет пассажиропоток на троллейбусе упал в 4,5 раза.

24 апреля 2009 года ген. директор ОАО "Электрический транспорт" Лилия Козлова на совещании с работниками предприятия озвучила планы городской администрации по ликвидации трамвая и замене его троллейбусом.

В июне 2009 года во Владивосток по приглашению мэрии приехали специалисты известной немецкой компании "Siemens", основной целью которых было изучение целесообразности замены трамвая троллейбусом. Итогом рабочего визита должно было стать независимое экспертное заключение о возможности и экономической целесообразности замены городского рельсового электротранспорта на безрельсовый, а также об организации в городе новых троллейбусных маршрутов. Но "экспертное" заключение так и не обнародовали.

29 сентября 2009 года на заседании комитета по городскому хозяйству Думы города депутаты заслушали доклад начальника Управления транспорта С. Войченко «О деятельности управления транспорта, связанной с развитием автомобильного и электротранспорта в городе Владивостоке». По его словам, в 2010 году планируется разработать и утвердить программу развития электрического транспорта в городе Владивостоке, и основной упор в ней будет делаться не на трамваи, а на троллейбусы, так как они мобильны и их стоимость в 2 раза ниже. В планах администрации удлинить маршрут троллейбуса № 11 - до Лесного квартала, №6 - до Сахарного ключа, а в будущем и до поселка Трудовое, а также ввести новый маршрут от Фуникулера до улицы Шилкинской. Кроме того, вместо закрытого трамвая №7, также планируется запустить троллейбус. В планах администрации и приобретение новых энергонезависимых троллейбусов, которые какое-то время могут работать без электричества.

22 октября 2009 года на рабочей встрече с представителями белорусских заводов-изготовителей коммунальной техники и общественного транспорта обсуждались перспективы поставки в г. Владивосток троллейбусов Минского автомобильного завода. Но дальше переговоров дело не сдвинулось.

В ноябре 2009 года стали известны результаты исследования пассажиропотоков в городе Владивостоке, которое проводилось весной 2009 года. По результатам исследований специалисты пришли к выводу, что схема движения троллейбусов – единственная отлаженная в городе. Мэрии были также даны рекомендации относительно троллейбуса: обновить троллейбусный парк, восстановить движение троллейбусов в центр города, возобновить движения маршрутов №3 - "Семеновская - фабрика "Заря" и №10 - "Семеновская - Клиническая больница".

Однако, несмотря на все эти рекомендации, администрация Пушкарева упорно продолжает свою политику по уничтожению электротранспорта во Владивостоке.

11 февраля 2010 года стало известно, что и в 2010 году закупок новых троллейбусов не будет. Теперь, администрация города обещает купить новые троллейбусы в 2011 году, да и то, в количестве 5 штук. Тем самым, мэр города И. Пушкарев, окончательно обозначил свою позицию по отношению к электротранспорту.

C 12 марта 2010 года в связи с реконструкцией федеральной трассы, ориентировочно до октября 2011 года закрылось движение троллейбусов на Океанскую. На время реконструкции новой конечной троллейбусов 6-го маршрута стала остановка "Ботанический сад". После окончания реконструкции федеральной трассы планируется удлинить троллейбусный маршрут №6 до Сахарного ключа.

14 апреля 2010 года на совещании водительского состава была озвучена угроза закрытия предприятия электротранспорта, как нерентабельного. Первым попадает трамвай. Второй на очереди - троллейбус. Причем закрытие будет постепенным, т.е. вполне возможно, что троллейбусы останутся на маршрутах №5 и №11, и вместо №6 появится №3.

С 15 июля 2010 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 8 рублей.

16 июля 2010 года в ответе администрации Владивостока жителю города на вопрос: планируется ли восстановить движение троллейбусов на фуникулер, говорилось, что пока вопрос восстановления троллейбусного маршрута №4 не рассматривается, и в 2010 году троллейбус на фуникулер пущен не будет в силу двух причин: первая - работы по строительству новой транспортной развязки в районе фуникулера еще далеки от завершения, поэтому троллейбусные провода еще рано вешать. И вторая - участок улицы Гоголя, по которому осуществлялось движение троллейбусов 4-го маршрута, имеет очень большой уклон (в течение 30 лет троллейбус ходил на фуникулер и уклон не считался большим - прим. автора), в связи с этим решается вопрос о целесообразности движения здесь троллейбуса.

28 июля 2010 года - достигнута договоренность между ГИБДД и ОАО "Электрический транспорт" о размещении нового разворотного кольца для троллейбусов маршрута №6. Новое кольцо будет располагаться между остановками "Седанка" и "Амурский залив" (напротив Детской туберкулезной больницы). Монтаж кольца планируется во второй декаде августа 2010 года.

03 августа 2010 года - губернатор Приморского края Сергей Дарькин сообщил, что троллейбусный маршрут №6 удлинят до Спутника. Работы должны начаться в 2011 году.

12 августа 2010 года - начались подготовительные работы по монтажу разворотного кольца "Седанка".

Но 18 августа 2010 года стало известно, что с 19 августа и до 1 сентября движение троллейбусов маршрута №6 будет осуществляться только до остановки "Фабрика Заря". Это связано с проведением работ по сооружению путепровода через ул. Маковского в районе остановки "Седанка".

12 сентября 2010 года - троллейбусы пошли до Седанки.

14 сентября 2010 года - вновь закрыт маршрут №6 на Седанку. Это связано с тем, что на разворотном кольце наносится дорожная разметка, и готовятся документы для официального подтверждения разворота на новом кольце.

25 сентября 2010 года - произошел обрыв КС на ул. Октябрьской (здесь проходит неиспользуемая линия на пл. Семеновскую, закрытая в 2005 году). В итоге, КС на данном участке демонтирована. Также, ликвидированы автоматическая стрелка и пересечение при входе на кольцо "Покровкий парк".

В конце октября 2010 года начались работы по демонтажу троллейбусной КС от Чайки до Ботанического сада.

15 ноября 2010 года в связи с реконструкцией моста через Вторую речку закрыто движение троллейбусов по маршрутам №3 - "Фабрика Заря - Покровский парк" и №4а - "Завод Варяг - Покровский парк". Троллейбусы, на оставшиеся 5 и 11 маршруты, вынуждены "таскать" тягачом, так как КС на участке, где идет реконструкция, снята, а объездную не разрешил повесить мэр Пушкарев.

20 января 2011 года в своем интервью начальник управления транспорта администрации Владивостока М. Молчанов повторил слова губернатора Приморского края С. Дарькина, что троллейбус в пригороде планируется продлить до Спутника, а то и до Садгорода. "В самом городе с троллейбусом сложнее: разворотные кольца поотбирали, землей город не распоряжается. Но в качестве сюрприза ко Дню города готовится запуск нового троллейбусного маршрута".

05 апреля 2011 года мэр Пушкарев, посетив троллейбусное депо, пообещал закупить предприятию электротранспорта 25 троллейбусов.

18 мая 2011 года на Официальном сайте госзакупок объявлен открытый аукцион на строительство троллейбусного кольца в районе ост. Спутник.

01 июня 2011 года мэр Пушкарев, общаясь в прямом эфире с жителями города, снова заявил, что уже осенью троллейбусы пойдут до Спутника.

30 июня 2011 года открытый аукцион на строительство троллейбусного кольца в районе ост. Спутник был отменен.

С 13 июля 2011 года в связи с началом реконструкции второй половины моста через Вторую речку заход троллейбусов в депо тоже осуществляется с помощью тягача, т.к. КС от ост. Универсам до кинотеатра Иллюзион демонтирована.

С 18 июля 2011 года троллейбусы уже ночуют на к/ст "Варяг". Здесь же располагается ремонтный персонал и обслуживание (в ночное время). Движение троллейбусов начинается с к/ст "Варяг", а не из депо.

09 августа 2011 года стало известно, что администрация Владивостока до конца года планирует закупить два низкопольных троллейбуса с возможностью автономного хода.

Сентябрь 2011 года - демонтирована КС на пл. Семеновскую. Таким образом, КС троллейбуса заканчивается на Покровском парке.

28 октября 2011 года стало известно, что в 2012 году планируется закупка новых моделей троллейбусов с автономным ходом.

29 февраля 2012 года на совещании водителей генеральным директором было озвучено, что в ближайшее время начнется ревизия КС от Постышева до Покровского парка с целью возобновления движения троллейбусов на этом участке. Также, было озвучено, что подана документация на монтаж КС до ф-ки "Заря". Что касается движения в пригород, то вероятно, что троллейбус до "Спутника" не пойдет, а как и раньше, только до "Океанской".

В апреле 2012 года произведен демонтаж КС от "Перевала" до ф-ки "Заря".

С 01 июля 2012 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 2 рубля и теперь составляет 10 рублей.

05 июля 2012 года на совещании в городской администрации было заявлено, что конкурс на закупку двух низкопольных троллейбусов объявят до конца июля 2012 года.

27 июля 2012 года на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов опубликован открытый аукцион в электронной форме на поставку 2-х троллейбусов.

30 июля 2012 года начальник управления транспорта администрации Владивостока Алексей Сляднев по вопросу запуска троллейбусного маршрута №6 сообщил, что маршрут будет запущен только после завершения реконструкции федеральной трассы М-60. О сроках запуска троллейбуса высказался и глава города Игорь Пушкарев: «Троллейбус мы планируем запустить после Саммита, то есть не раньше сентября. Сначала будет смонтирована вся контактная сеть. В планах - продлить маршрут до «Садгорода» и сразу же после завершения реконструкции сети закупить новые троллейбусы».

12 сентября 2012 года начались работы по восстановлению контактной сети троллейбуса.

19 ноября 2012 года стало известно, что городские власти не заложили в городском бюджете деньги на 2013 год на продление контактной сети троллейбуса до Спутника, из чего следует, что троллейбусы на Спутник в 2013 году не пойдут.

14 декабря 2012 года спустя более двух лет "бомжевания" на улице под открытым небом троллейбусы снова пошли своим ходом в депо. Восстановление КС завершено. За три месяца была восстановлена КС от Второй речки до Постышева и от Второй речки до Зари.

15 декабря 2012 года прибыли два новых троллейбуса модели ВМЗ-5298.01 "Авангард".

8 июля 2013 года в связи с установкой новых опор освещения начался демонтаж контактной сети троллейбуса от Постышева до Гоголя. Также, как отметили в мэрии, после того, как монтаж опор освещения будет завершен, специалисты начнут делать контактную сеть для троллейбусов — они будут ходить по маршруту от Океанской до Покровского парка.

19 сентября 2013 года в интервью и.о. начальника управления транспорта администрации Владивостока Виктория Атланова на вопросы, планируется ли дальнейшее обновление троллейбусов, и как будет развиваться троллейбусная сеть, сказала, что закупка планируется, но не в таком ближайшем будущем, как хотелось бы. Маршрутная сеть в 2014 году возобновится между "Покровским парком" и станцией Санаторной с разворотом на улице Десятой. Второй этап – это удлинение маршрута до "Спутника", но эту часть финансирует администрация Приморского края. Что касается возвращения троллейбуса на Фуникулер, то пока не планируется, потому что восстановление в прежнем виде контактной сети, какой она была до реконструкции данного участка, невозможно – схема дорожного движения тут поменялась.

С 10 января 2014 года проезд в трамваях, троллейбусах и фуникулере увеличился на 1 рубль и составила 11 рублей.

29 января 2014 года восстановлена контактная сеть троллейбуса для захода в депо со стороны автовокзала.

В январе 2015 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 12 рублей.

С 22 января 2016 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 13 рублей.

29 августа 2016 года стало известно, что мэрия Владивостока планирует до конца года приобрести один новый троллейбус. Также стало известно, что как минимум до 2020 года троллейбус в пригород не вернется из-за отсутствия финансирования на восстановление контактной сети.

26 декабря 2016 года прибыл новый троллейбус модели ВМЗ-5298.01 "Авангард".

С 23 января 2017 года проезд в трамваях и троллейбусах увеличился на 1 рубль и теперь составляет 14 рублей.


© Владимир Сокуров, 2008-2017. При использовании материалов и фотографий ссылка на veltransport.ru обязательна.