Первая попытка завести во Владивостоке общественный
транспорт была предпринята в далеком 1885 году, когда геологом
Виттенбургом был запущен омнибус. Две лошадки медленно, но
верно затаскивали карету на раскисшие от непрерывных дождей
склоны сопок и оврагов и всего за 15 копеек подвозили всех
желающих. Но от такой затеи вскоре пришлось отказаться, поскольку
для двух лошадей работа оказалась непосильна, а третья не
окупалась.
И вот, в 1906 году было принято постановление
городской Думы "Об устройстве трамвая... и желательности
осуществления его на средства города". Решение было принято,
но осуществлять его Дума не торопилась.
Прошло почти два года, и наконец, 23 июня
1908 года на ул. Светланской рядом со сквером им. Г. И. Невельского
в торжественной обстановке состоялась закладка трамвайной
линии, по старинной традиции в вырытую яму бросили несколько
монет, затем опустили медную табличку с надписью о закладке
трамвая и залили ее бетоном.
К октябрю 1912 года строительство трамвайной
линии по Светланской улице от Луговой до Вокзала было закончено.
Строительство продолжалось 4 года.
9 октября 1912 года открыто трамвайное движение
в городе. По узкоколейной дороге, проложенной по улице Амурской
и Светланской, курсируют деревянные вагончики бельгийской
постройки. На следующий день газета "Далекая окраина"
писала: "Около трех часов дня из трамвайного парка вышел
первый вагон, который многочисленная публика приветствовала
криками "Ура!". В первом вагоне помещались исключительно
начальствующие лица со своими женами. Через несколько минут
вышли второй и третий вагоны. Они ходили в течение дня и бесплатно
катали желающую публику до вокзала и обратно". Регулярное
же движение началось 27 октября. Начали ходить четыре вагона,
разделенные на 2 класса пассажиров. Всего их было пять. Трамваи
имели по два мотора. На конечной остановке вожатый переходил
со своей площадки на противоположную и двигал трамвай в обратный
путь.
Осенью 1917 года трамвай пошел уже до Товарной
станции Первая Речка. А 20 декабря 1928 года он продвинулся
до Рабочей Слободки (ныне ул. 3-я Рабочая).
В 1934 - 1935 гг. происходит перешивка пути
на широкую колею и перенос пути с ул. Ленинской (ныне ул.
Светланская) на ул. Ивановскую. Также проводится перенос трамвайной
линии с ул. Китайской (ныне ул. Океанский проспект) на улицу
25 Октября (ныне ул. Алеутская).
В 1936 году была проложена вторая колея трамвайного
пути по Океанскому и Народному проспектам на участке от Северного
проспекта (ныне проспект Острякова) до 3-й Рабочей улицы.
В послевоенные годы была проложена трамвайная
линия на участке от Луговой до Загородной (ныне ул. Борисенко)
и от Луговой до Минного городка. Появились маршруты №3 - "Луговая
- 3-я Рабочая", №4 - "Вокзал - Сахалинская",
№5 - "Вокзал - Баляева" (в 1991 году конечная 5-го
маршрута была переименована в "Минный городок")
и №6 - "Сахалинская - Минный городок".
1986 год - открыт маршрут №7 - "Вокзал
- 3-я Рабочая - Гормолококомбинат".
В 1991 году маршрут №7 был продлен от Гормолококомбината
до ул. Баляева ("Вокзал - Баляева"). Это позволило
создать, хотя и технически не замкнутое - большое городское
трамвайное кольцо.
На 1 января 1992 года трампарк насчитывал
140 вагонов. Длина трамвайных путей составила более 40 километров.
Количество трамваев ежедневно выходивших на линию - более
100 единиц.
Трамвайное движение было стабильно и безопасно,
пока в 1990-е годы на улицы города не вышли коммерческие автобусы,
которые начали конкурентную борьбу за пассажиров.
Но трамвай во Владивостоке все-таки остался!
Правда, в последние годы, участились нападки на наш многострадальный
трамвай. И в чем его только не обвиняют: и в создании помех
на дорогах, и в том, что создает вибрацию, которая разрушает
дорожное покрытие и отрицательно влияет на фундамент исторических
зданий. А нынешняя администрация вообще высказалась о скорой
ликвидации всего трамвайного движения в городе и даже закрыла
в июле этого года трамвайный маршрут №7. Но, несмотря на весь
негатив, трамвай продолжает работать. Он востребован и ежедневно
перевозит около 40 тысяч человек.
Хочется пожелать нашему трамваю еще долгих
лет работы и процветания. Чтобы не закрывались маршруты, а
наоборот, отрывались новые.
Очень хочется надеяться, что наш трамвай,
несмотря на все угрозы администрации, все же встретит свой
100-летний юбилей, и желательно - в обновленном виде: на новых
рельсах и с новыми вагонами. Чтобы жители города наконец-то
увидели, как выглядит современный трамвай.
|