Электротранспорт
Владивостока

 
ribbon
 

Владивостокскому трамваю - 97 лет!

 

Первый пассажирский транспорт Владивостока празднует сегодня свой очередной день рождения. Ровно 97 лет назад, 9 октября 1912 года, по улицам Владивостока пошел первый трамвай.

 

Первая попытка завести во Владивостоке общественный транспорт была предпринята в далеком 1885 году, когда геологом Виттенбургом был запущен омнибус. Две лошадки медленно, но верно затаскивали карету на раскисшие от непрерывных дождей склоны сопок и оврагов и всего за 15 копеек подвозили всех желающих. Но от такой затеи вскоре пришлось отказаться, поскольку для двух лошадей работа оказалась непосильна, а третья не окупалась.

И вот, в 1906 году было принято постановление городской Думы "Об устройстве трамвая... и желательности осуществления его на средства города". Решение было принято, но осуществлять его Дума не торопилась.

Прошло почти два года, и наконец, 23 июня 1908 года на ул. Светланской рядом со сквером им. Г. И. Невельского в торжественной обстановке состоялась закладка трамвайной линии, по старинной традиции в вырытую яму бросили несколько монет, затем опустили медную табличку с надписью о закладке трамвая и залили ее бетоном.

К октябрю 1912 года строительство трамвайной линии по Светланской улице от Луговой до Вокзала было закончено. Строительство продолжалось 4 года.

9 октября 1912 года открыто трамвайное движение в городе. По узкоколейной дороге, проложенной по улице Амурской и Светланской, курсируют деревянные вагончики бельгийской постройки. На следующий день газета "Далекая окраина" писала: "Около трех часов дня из трамвайного парка вышел первый вагон, который многочисленная публика приветствовала криками "Ура!". В первом вагоне помещались исключительно начальствующие лица со своими женами. Через несколько минут вышли второй и третий вагоны. Они ходили в течение дня и бесплатно катали желающую публику до вокзала и обратно". Регулярное же движение началось 27 октября. Начали ходить четыре вагона, разделенные на 2 класса пассажиров. Всего их было пять. Трамваи имели по два мотора. На конечной остановке вожатый переходил со своей площадки на противоположную и двигал трамвай в обратный путь.

Осенью 1917 года трамвай пошел уже до Товарной станции Первая Речка. А 20 декабря 1928 года он продвинулся до Рабочей Слободки (ныне ул. 3-я Рабочая).

В 1934 - 1935 гг. происходит перешивка пути на широкую колею и перенос пути с ул. Ленинской (ныне ул. Светланская) на ул. Ивановскую. Также проводится перенос трамвайной линии с ул. Китайской (ныне ул. Океанский проспект) на улицу 25 Октября (ныне ул. Алеутская).

В 1936 году была проложена вторая колея трамвайного пути по Океанскому и Народному проспектам на участке от Северного проспекта (ныне проспект Острякова) до 3-й Рабочей улицы.

В послевоенные годы была проложена трамвайная линия на участке от Луговой до Загородной (ныне ул. Борисенко) и от Луговой до Минного городка. Появились маршруты №3 - "Луговая - 3-я Рабочая", №4 - "Вокзал - Сахалинская", №5 - "Вокзал - Баляева" (в 1991 году конечная 5-го маршрута была переименована в "Минный городок") и №6 - "Сахалинская - Минный городок".

1986 год - открыт маршрут №7 - "Вокзал - 3-я Рабочая - Гормолококомбинат".

В 1991 году маршрут №7 был продлен от Гормолококомбината до ул. Баляева ("Вокзал - Баляева"). Это позволило создать, хотя и технически не замкнутое - большое городское трамвайное кольцо.

На 1 января 1992 года трампарк насчитывал 140 вагонов. Длина трамвайных путей составила более 40 километров. Количество трамваев ежедневно выходивших на линию - более 100 единиц.

Трамвайное движение было стабильно и безопасно, пока в 1990-е годы на улицы города не вышли коммерческие автобусы, которые начали конкурентную борьбу за пассажиров.

Но трамвай во Владивостоке все-таки остался! Правда, в последние годы, участились нападки на наш многострадальный трамвай. И в чем его только не обвиняют: и в создании помех на дорогах, и в том, что создает вибрацию, которая разрушает дорожное покрытие и отрицательно влияет на фундамент исторических зданий. А нынешняя администрация вообще высказалась о скорой ликвидации всего трамвайного движения в городе и даже закрыла в июле этого года трамвайный маршрут №7. Но, несмотря на весь негатив, трамвай продолжает работать. Он востребован и ежедневно перевозит около 40 тысяч человек.

Хочется пожелать нашему трамваю еще долгих лет работы и процветания. Чтобы не закрывались маршруты, а наоборот, отрывались новые.

Очень хочется надеяться, что наш трамвай, несмотря на все угрозы администрации, все же встретит свой 100-летний юбилей, и желательно - в обновленном виде: на новых рельсах и с новыми вагонами. Чтобы жители города наконец-то увидели, как выглядит современный трамвай.



© Владимир Сокуров, 2008-2024. Использование материалов и фотографий без письменного разрешения автора запрещено.
Данный интернет-сайт носит любительский характер, и не является официальным интернет-сайтом предприятия АО "Электрический транспорт".